Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений
В 2019 году Минтруд России утвердил Меры по предупреждению коррупции в организациях. В указанном документе содержатся подробные разъяснения по большинству предложенных законодателем мер, а также дополнительные разработки, рекомендованные для внедрения в практику работы организаций.
Минтруд России отмечает, что при разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.
Работодателям можно учитывать собственные возможности и потребности при разработке комплекса мер по борьбе с коррупцией. Определять структурное подразделение или отдельных сотрудников, ответственных за предупреждение коррупции, организации следует исходя из своих потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, имеющихся ресурсов и иных особенностей. Так, на крупном предприятии может создаваться отдельное подразделение с количеством сотрудников пропорционально численности работников организации.
Минтруд России рекомендует в качестве альтернативного подхода, — когда создание отдельного подразделения может быть нецелесообразным (например, для средних и особенно для малых предприятий), — функции по предупреждению коррупции распределить между или полностью возложить на сотрудников одного из следующих структурных подразделений:
— подразделение системы контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения законодательства, предписаний регуляторов и контролирующих организаций, внутренних документов и т. п.;
— подразделение внутреннего контроля и безопасности;
— юридическая служба;
— кадровое подразделение;
— подразделение внутреннего аудита и др.
Микропредприятия, малые и средние предприятия не всегда имеют возможность создать указанное структурное подразделение организации и (или) нанять отдельного сотрудника, возложив на него полномочия по проведению антикоррупционной работы. В связи с этим целесообразно в таких ситуациях соответствующими полномочиями (с учетом специфики деятельности) наделить руководителя организации или заместителя руководителя.
Возложение функций на подразделение оформляется путем издания локального нормативного акта (например, положения об отделе, службе) и соответствующего приказа. Допустимо также регламентировать деятельность подразделений и специалистов в антикоррупционной политике организации и иных локальных нормативных актах, устанавливающих антикоррупционные меры.
Возложение дополнительных обязанностей на работника оформляется путем издания приказа и заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Если функционал работника увеличивается, ему следует установить доплату в порядке ст. 151 ТК РФ. В том случае, если данный функционал изначально заложен в трудовую функцию работника (включен в должностную инструкцию и трудовой договор), то оплата выполнения этих обязанностей предусмотрена должностным окладом работника и дополнительному возмещению не подлежит.
Обязанности работника могут быть включены в должностную инструкцию, трудовой договор или оговорены в приказе работодателя.
Минтруд России также рекомендует обеспечить непосредственную подчиненность таких структурных подразделений или должностных лиц руководству организации, а также наделить их полномочиями, достаточными для проведения антикоррупционных мероприятий в отношении лиц, занимающих руководящие должности в организации. При формировании структурного подразделения, ответственного за противодействие коррупции, необходимо уделить пристальное внимание определению штатной численности, достаточной для выполнения возложенных на данное подразделение функций, а также обеспечить его необходимыми техническими ресурсами.
При разработке локальных нормативных актов, регламентирующих работу указанных структурных подразделений или специалистов, следует иметь в виду, что функции, возлагаемые на такие подразделения или сотрудников, могут включать:
— разработку проектов локальных нормативных актов по вопросам предупреждения коррупции и соответствующих методических материалов;
— участие в проведении в организации оценки коррупционных рисков;
— сбор и анализ деклараций и уведомлений, представляемых работниками в целях противодействия коррупции (например, декларации интересов);
— выявление ситуаций конфликта интересов, признаков нарушений антикоррупционных мер, принятых в организации, коррупционных правонарушений;
— проведение проверок на основании информации о возможном конфликте интересов и (или) коррупционных правонарушениях;
— взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами при проведении мероприятий по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, проверок и расследований;
— участие в согласовании определенных кадровых решений, сделок;
— проверку добросовестности контрагентов;
— информирование, консультирование и обучение работников по вопросам противодействия коррупции;
— мониторинг изменений российского и применимого к организации зарубежного антикоррупционного законодательства, релевантной судебной практики;
— обеспечение участия организации в коллективных соглашениях по вопросам противодействия коррупции;
— регулярный мониторинг реализации мер противодействия коррупции в организации, подготовку соответствующих отчетных материалов и предложений для руководства.
Минтруд России рекомендует при разработке положения о структурном подразделении, ответственном за предупреждение коррупции, руководствоваться Примерным положением о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации (компании), публично-правовой компании, размещенным на его официальном сайте и доступным по ссылке: rosmintrud.rU/ministry/programms/anticorruption/015/1. Вместе с тем следует учитывать, что при подготовке указанных материалов принимались во внимание особые запреты, ограничения, требования и обязанности, установленные законодательством РФ для работников указанных категорий организаций и не предусмотренные для работников остальных организаций.
В государственных и муниципальных органах, иных субъектах может быть предусмотрено создание иных подразделений, служб и комиссий, выполняющих функции по борьбе с коррупцией.
Так, в федеральных государственных органах формируются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. 7, 8 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821), назначаются ответственные лица для внесения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 N 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия»).