ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Эффективность государственной антикоррупционной политики напрямую зависит от уровня правосознания и гражданской ответственности общества. Это обусловлено прежде всего тем, что коррупция представляет собой сложное общественно-правовое явление: с одной стороны, это незаконное использование публичным лицом своего статуса в целях получения каких-либо выгод, с другой — незаконное предоставление публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом.
На сегодняшний день фундаментальные международные принципы борьбы с коррупцией закреплены в Конвенции против коррупции от 31 октября 2003 г. (далее — Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».
Международные положения получили дальнейшее закрепление и в российском законодательстве. В силу ст. 3, 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ключевым принципом противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, к мерам по профилактике коррупции относится в том числе развитие института общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Указанные нормы коррелируют со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — Закон об основах общественного контроля), согласно которой одной из задач общественного контроля является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
В общем понимании общественный контроль в сфере противодействия коррупции — это специальная квалифицированная деятельность компетентных представителей институтов гражданского общества с использованием установленных нормативными правовыми актами механизмов в целях снижения уровня коррупции в органах публичной власти и обществе.
Социальный контроль по противодействию коррупции может осуществляться в большом многообразии форм: от присутствия на открытых заседаниях, слушаниях органов государственной власти, публичных обсуждениях законопроектов, судебных заседаниях до внесения группами граждан инициатив о совершенствовании действующего нормативно-правового регулирования на различных уровнях организации власти по рассматриваемой тематике, участия в социальных опросах в целях проведения статистических исследований, обращения с петициями, жалобами и т. д.
В соответствии с Законом об основах общественного контроля в настоящее время основными формами работы субъектов общественного контроля в сфере противодействия коррупции, как правило, являются проведение общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественных проверок, общественных расследований по фактам коррупции; участие в работе различных совещательных органов (советов и комиссий) по противодействию коррупции, созданных при органах власти; организация публичных мероприятий по проблемам противодействия коррупции; защита прав отдельных граждан оказанием им правовой помощи и пр.
Важным этапом на пути развития общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства следует назвать издание Указа Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018—2020 годы», в соответствии с которым Правительству РФ поручено подготовить предложения по совершенствованию взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих противодействие коррупции в пределах своих полномочий, с субъектами общественного контроля.
Безусловно, в целях развития правосознания и правовой культуры населения нельзя забывать о такой форме работы субъектов общественного контроля, как организация и проведение круглых столов, конференций, социологических исследований, публикация материалов антикоррупционной тематики.
Указанные механизмы позволили бы создать правовой фундамент для развития общественного контроля в сфере противодействия коррупции, основанный прежде всего на социальной ответственности институтов гражданского общества.